Сцена
Здесь время все объединило,Здесь сотни лет, что час назад,Порой неведомая силаСто лет назад, сто лет обратно,Там, на задворках старины,Показывают нам занятноКак жили прадеды, деды.Здесь воздух раскален, как пламя, -И перестрелка, и любовь,Внезапно здесь свергают знамяИ восстанавливают вновь.Со сцены яркие картиныПред зрителем предстали в ряд.И декорации, руиныНам тоже что-то говорят.
Автор: Viva_rus
Когда появилась первая сцена?
Прообраз сценического мастерства зародился в Древние века.
Обычно театральное здание состоит:
- из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль;
- из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и
- из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские.
Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.
Еще в Древнем Египте фараонам тоже показывали представления, сцена, как специально подготовленная площадка для развлечения культурных масс, появилась в Древней Греции в VI веке до н.э.
Дионисии |
Отсчет можно начать вести с Афин, где дважды в год проходили праздники под названием «Дионисии». Из всего пантеона богов многим грекам был наиболее близок праздник бога Диониса, так как он отвечал за расслабление и экстатическое состояние – состояние столь созвучное массовому празднику.
В связи с огромной популярностью фестиваля, посвященного богу Дионису, возникла необходимость создать искусственные сооружения, способные вместить 15-17 тыс. человек, что составляло практически половину населения Древних Афин. Сначала конструкции были из дерева, но позже для большей прочности их стали делать из камня. Театральное мастерство бурно развивалось, и в V веке до н.э. в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров.
На рисунке изображена реконструкция театра и фото сохранившегося амфитеатра
Конструкция древнегреческой сцены
Сцена в Древней Греции состояла из нескольких элементов:
Орхестра — центральной круглой части сцены, где располагался хор, так как основу первых театрализованных выступлений составляло хоровое пение, которое практически исчезло только в Древнем Риме. Дальнейшее развитие театрального искусства ознаменовалось появлением пьес и вошло в летописи именами Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. В дальнейшем количество актёров на сцене увеличивалось, и роль хора стала не столь значима, поэтому необходимость в орхестре отпала. Тогда эти места превратились в прототип VIP-ложи – их стали отдавать наиболее обеспеченным и знатным зрителям.
Скена — так в древнегреческом театре назывались временные сооружения для переодевания актеров. Сначала это были палатки, потом они сменились капитальными постройками, которые служили гримерками для актеров, откуда они выходили в пространство, называемое проскением.
Проскений – это площадка, на которой актёры исполняли свои роли. Фасад скены представлял собой колоннаду или фасад дома и позволял разместить первые несложные декораций. Декорации дополнялись плоскими расписными щитами – пинаками, которые вставляли в пазы сцены. Отсюда пошло известное нам и поныне второе название картинной галереи – пинакотека.
Театрон – места для зрителей, открытое сооружение, оборудованное круглой или полукруглой площадкой с многоярусными ступенями для расположения людей, амфитеатром. Театрон отделялся от скены двумя проходами – пародами.
На рисунке изображены схемы древнегреческой и древнеримской сцен
Древний Рим – первый крупный реквизит и массовые зрелища
В Древнем Риме ситуация была схожей, правда театр там появился на 400 лет позднее, чем в Греции. Поскольку на древнеримских зрелищах хор практически не задействовали, орхестра там была меньше и занимала уже не полный круг, а полукруг. Римская сцена стала шире для размещения большего количества актеров, что позволило использовать крупные декорации (гроб Дария в «Персах», скалу в «Прометее», колесницу в «Агамемноне» и другой театральный реквизит).
Римский театр |
В Древнем Риме публика стала требовать более изощренных зрелищ, и часто на смену театральным постановкам приходили знаменитые представления с дикими зверями и гладиаторские бои. В самых массовых из них количество участников достигало 16 тысяч человек. Тот еще тимбилдинг на выживание!
Такие зрелища требовали постройки более масштабных площадок, и если театр в Афинах вмещал 17 тыс. человек, то Колизей, построенный в первом веке нашей эры, вмещал уже 50 000. В римских театрах начали применяться более серьезные системы механизации. Не все знают, но в Колизее проводились даже морские бои, так называемые навмахии. Позднее, после реконструкции, каналы для подведения воды были перестроены под трюмные помещения.
На фотографиях знаменитый римский Колизей. Справа – реконструкция навмахий в Колизее
Средние века – мистерии против уличных постановок
В Средние века античный театр начинает клониться к упадку – на смену трагедиям и комедиям приходят выступления мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра частично занимает цирк (ипподром) с его конными состязаниями, пользующимися огромной популярностью. Развитие культуры в Средние века тесно сопряжено с развитием христианства, а самыми яркими шоу стали клерикальные (церковные) представления, которые уже во времена Византии превратились в пышную мистерию.
Цирк |
В средневековье все сферы жизнедеятельности были под контролем церкви. Влияние церкви сказывалось и на развитии сценического пространства. Были запрещены гладиаторские бои и в Колизее водружен христианский крест, а цирковые и светские представления вытеснили постановки античных трагедий и комедий. Место действия перенеслось в церкви и соборы. Но массовой культуре всегда тесно в узких рамках, и постановки вышли на улицы и площади. Там устанавливали временные подмостки, а потом появились и передвижные кибитки, в которых бродячие артисты гастролировали по городам.
Эпоха возрождения – возврат к истокам и новые идеи
Эпоха возрождения постаралась вернуть все лучшее, что подарил культуре Древний мир. Возобновился интерес к древним постановкам и произведениям, а также к наследию Древней Греции в целом. Вспомнили труды римского архитектора Витрувия, который еще в I веке до н.э. сформировал основы архитектуры и принципы симметрии и целый раздел своего труда посвятил устройству сцены. Кстати, Витрувианский человек – знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, напрямую наследовал трудам именно этого деятеля науки и культуры.
Витрувианский человек |
Архитекторы снова стали задаваться вопросом: как должна выглядеть сцена для массовых зрелищ? В это время появилось понимание перспективы, как она строится, и каково должно быть расположение зрителей в зале
Слева деревянный театр во дворце Порто. Справа – устройство теларий.
В это же время началось активное развитие механизации сцен, т.к. Древнему миру приходилось довольствоваться весьма скромными изобразительными средствами. Первое время это были задники сцены, прислоненные к проскениуму, затем рисунки размещались между колоннами просцениума, а потом появился прообраз кулис – щиты, вставляемые в пазы боковых частей сцены. В Древнем Риме всё это дополнилось первым занавес, который не было возможности поднимать наверх, поэтому он опускался в прорезь передней части сцены. С приходом эпохи Возрождения возникли технические решения, которые позволяли декорациям сменяться. Для этого использовались теларии – поворотные треугольные призмы, которые вращались на валу. Таким образом, за одно представление декорации могли смениться трижды.
Театр "Глобус" |
В это же время свой привычный вид обретает так называемая «сцена-коробка», которая представляет из себя планшет сцены, где в передней части расположена авансцена, а в задней – ее арьер.
Для быстрой смены декораций в боковых частях сцены появились левый и правый карманы, а в некоторых случаях и трюмы. Для повышения динамики действия были внедрены поворотные круги – одиночные или разнонаправленные. Таким образом, у режиссеров и постановщиков спектаклей появилось куда больше возможностей для реализации своих идей.
Театр «Глобус»
Новые сценические площадки появляются в Венеции, Германии, Англии. На фото знаменитый Театр Глобус. Его особенностью было то, что сцена и публика на боковых ярусах были закрыты крышей, в то время как центральная часть оставалась открытой. Сцена в театре «Глобус» – это несменяемая декорация с балконом, нишей в глубине сцены и боковыми дверями, которая позволяет условно изображать дом или замок, поле битвы или дремучий лес.
А теперь несколько слов о существующих видах театра. Это театры:
абсурда
авторский
балет
детский
драматический
зверей
инвалидов
крепостной
кукольный
мюзикл
одного актёра
оперный
оперетта
пантомима
пародии
песни
поэзии
сатиры
танца
света
теней
уличный
эстрады
XX век и современность – инженерные решения и оборудование
С приходом XX века на службу театра пришло электричество, и инженерные решения перестали быть исключительно механическими. Появилось большое количество подъемных штанкетов, всевозможные лифты, колесные плунжера, и новая техника для решения режиссерских задач в динамике. Современные театральные сцены и вовсе расширили возможности постановщиков до пределов. Сейчас в России одной из самых современных с точки зрения технического оснащения площадок по праву считается площадка «Барвиха Лакшери Вилладж». Здесь используются технологии спиралифтов, то есть компактных подъемных механизмов, создающих крепкую и устойчивую колонну из двух переплетенных полос из нержавеющей стали. Такая технология позволяет трансформировать пространство в считанные минуты. Например: планшет превратить в ярусный театр или банкетную площадку со столами, или поменять местами сцену со зрительным залом.
Малый драматический театр
Постановка в Большом драматическом театре
В полумраке зала прожекторы светят,
И снова на сцену актёрам пора.
Заботы и беды пусть останутся дома.
Здесь сказка и правда, здесь жизни игра.
Идей суматоха и соли три пуда,
Волнения дрожь и таланта искра.
Из книжного образа рождается чудо,
И нашей частицей уходит в сердца.
Уходит от нас, след щемящий оставив,
Но мы переполнены трепетным чувством.
Когда на мгновенье касаются души,
Того, что на свете зовётся искусством.
И может запомнят, а может забудут.
Не так это важно и нас не пугает.
Ведь зеркало сцены, как зеркало жизни,
Лишь искренность сердца в себе отражает.
Ю. Сопов
Словарь (тезаурус)
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - самый распространённый и популярный вид театра. Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР или МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР - театр, который включает в себя различные музыкальные жанры - мюзикл, оперу, оперетту, музыкальную комедию, балет и другое. Опера - вид музыкально-театрального искусства, сочетающий вокальную и инструментальную музыку со сценическим действием; возник в Италии на рубеже 16-17 веков.
ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР – это театр органически связанный с устным народным творчеством (см., например, Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи). Сначала это был непрофессиональный любительский театр, который появился в России в середине 19 в. Звание "народный театр" присваивалось (в конце 1960-х - 80-х годов) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей и давало возможность приравнивать свою деятельность к деятельности профессионального театра.
Виды театральной деятельности:
ВОДЕВИЛЬ — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.
ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьёзным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию.
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «учёная» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классицистическая комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими.
МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVIIв. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.
МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.
МОНОДРАМА — драматическое произведение, исполняемое одним актёром.
МОРАЛИТЕ — жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.
МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.
ПАРОДИЯ — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искажённое подобие чего-либо.
ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
СОТИ — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.
ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе её лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.
ФАРС — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедийно-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель-арте и др.; 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
ФЕЕРИЯ — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.
- Что такое театр?
- Из каких блоков состоит театр?
- Скольких видов он может быть (перечислить)?
- Основные направленности работы театра?
- Какая роль в театре отводится зрителю?
Фото законченных рисунок на проверку выкладывать в группу Telegram (нужно обязательно указать ФИ, класс, название работы):
Комментариев нет:
Отправить комментарий