Цель урока: закрепить понятия чисел и единиц измерения времени, денег, массы, температуры и расстояния, а также научить применять их в повседневной жизни.
Задачи урока:
1. Изучение основных единиц измерения времени, денег, массы, температуры и расстояния.
2. Различие между различными видами чисел и их применение.
3. Освоение методов преобразования единиц измерения.
4. Понимание важности правильного использования единиц измерения в повседневной жизни.
Оборудование: доска, маркеры, презентация с примерами чисел и единиц измерения, учебные пособия, таблицы с преобразованием единиц.
Методы и приемы:
1. Интерактивное объяснение понятий и примеров чисел и единиц измерения.
2. Групповые и индивидуальные задания на преобразование единиц измерения.
3. Игровые упражнения для закрепления материала.
4. Практические задания на решение задач с использованием чисел и единиц измерения.
Ход урока:
1. Введение в тему, объяснение основных понятий.
Величина – это то, что можно измерить.
Такие понятия, как длина, площадь, объём, масса, время, скорость и т. д. называют величинами.
Величина является результатом измерения, она определяется числом, выраженным в определённых единицах.
Единицы, в которых измеряется величина, называют единицами измерения.
Для обозначения величины пишут число, а рядом название единицы, в которой она измерялась. Например,
5 см,
10 кг,
12 км,
5 мин.
Каждая величина имеет бесчисленное множество значений, например, длина может быть равна: 1 см,
2 см,
3 см и т. д.
Одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, например
килограмм, грамм и тонна – это единицы измерения веса.
Одна и та же величина в разных единицах выражается разными числами.
Например, 5 см = 50 мм (длина), 1 ч = 60 мин (время), 2 кг = 2000 г (вес).
Измерить какую-нибудь величину – значит узнать, сколько раз в ней содержится
другая величина того же рода, принятая за единицу измерения.
Например, мы хотим узнать точную длину какой-нибудь комнаты.
Значит,
нам нужно измерить эту длину при помощи другой длины, которая нам хорошо
известна, например при помощи метра. Для этого откладываем метр по длине
комнаты столько раз, сколько можно.
Если он уложится по длине комнаты ровно 7 раз, то длина её равна 7
метрам. В результате измерения величины получается или именованное число,
например 12 метров, или несколько именованных чисел, например 5 метров 7
сантиметров, совокупность которых называется составным именованным числом.
2. Изучение единиц измерения времени, денег, массы, температуры и расстояния.
Меры
В каждом государстве правительство установило определённые единицы измерения для различных величин. Точно рассчитанная единица измерения, принятая в качестве образца, называется эталоном или образцовой единицей.
Сделаны
образцовые единицы метра, килограмма, сантиметра и т. п., по которым
изготавливают единицы для обиходного употребления.
Единицы, вошедшие в употребление и утверждённые государством, называются мерами.
Меры называются однородными, если они служат для измерения величин одного рода.
Так, грамм и килограмм – меры однородные, так как они
служат для измерения веса.
Единицы измерения
Ниже представлены единицы измерения различных величин, которые часто
встречаются в задачах по математике:
Рассмотрим ещё такую величину как
литр. Для измерения вместимости сосудов употребляется литр. Литр является
объёмом, который равен одному кубическому дециметру (1 литр = 1 куб.
дециметру).
Само слово время происходит от
старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Ясно слышится и
время и вертеть. Как бы крутится
круг, сменяются события, которые в природе обязательно
повторяются, словно «вертятся».
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять.
Для измерения времени надо было найти мерку.
Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени - ГОД.
Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.
1 год - 12 месяцев.
Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния).
Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем. Месяц принимается за 30 дней, если не требуется определить число и название месяца.
Фазы Луны |
Февраль в простом году – 28 дней, февраль в високосном году – 29 дней.
Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь – 30 дней.
Движение Луны |
Год представляет собой (приблизительно) то время, в течении которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
Принято считать каждые три последовательных года по 365 дней, а следующий за ними четвёртый – в 366 дней.
Год, содержащий в себе 366 дней, называется високосным, а годы, содержащие по 365 дней – простыми.
К четвёртому году добавляют один лишний день по следующей причине.
Время обращения Земли вокруг Солнца содержит в себе не ровно 365 суток, а 365 суток и 6 часов (приблизительно).
Таким образом, простой год короче истинного года на 6 часов, а 4 простых года короче 4 истинных годов на 24 часа, т. е. на одни сутки.
Поэтому к каждому четвёртому году добавляют одни сутки (29 февраля).
Об остальных видах величин вы узнаете по мере дальнейшего изучения различных наук.
Сокращённые наименования мер принято записывать без точки:
3. Практические упражнения на преобразование единиц измерения.
Рассмотрите задания и ответьте на
вопросы:
В 6 часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на дерево.
В течение всего дня, т. е. до 18 часов, она вползла на высоту 5 метров, а в течение ночи спустилась на 2 метра.
В какой день и час она вползет на высоту 9 метров?
A) в понедельник в 18 часов
B) во вторник в 7 часов
C) во вторник в 13 часов 12 минут
D) в среду в 16 часов 25 минут
E) в среду в 21 час
Задание 2.
На 30 самолетах Ту-134 можно перевести 2700 пассажиров.
В пяти самолётах Ту-134 помещается столько пассажиров, сколько в трёх самолётах Ту- 154. Сколько пассажиров можно перевести на самолёте Ту – 154?
Задание 3.
Автобус из с. Камышла до г. Самара едет 3 часа 10 минут, а обратно – … ми[1]нут.
Объясни, почему?
A) 2 ч 10 мин
B) 250 минут
C) 1 час 20 мин
D) 2 часа 5 мин
E) 190 мин
4. Решение задач и игровые упражнения.
Задания:
1. Найдите в представленных задачах математическую информацию.
2. Запишите из условия задачи: число и величину.
3. Назовите признаки отличия: числа и величины.
4. Нарисуйте в виде множества, какое понятие входит в область другого понятия (множественное отношение).
5.
Дополнить схему на темы: «Число» и «Величина».
5. Подведение итогов, закрепление материала.
На итоге урока по теме "Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние" учащиеся смогли достичь следующих результатов:
1. Понимание основных понятий и принципов чисел и единиц измерения в контексте времени, денег, массы, температуры и расстояния.
2. Умение различать и применять различные виды чисел и единиц измерения в повседневной жизни.
3. Навыки преобразования единиц измерения и решения задач с их использованием.
4. Осознание важности правильного использования единиц измерения для точных расчетов и измерений.
Учащиеся активно задавали вопросы, решали задачи и применяли полученные знания на практике. Были проведены игровые упражнения, которые помогли им закрепить материал и применить его в различных ситуациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий