Задачи:
1. Изучить понятие ветвления и его значимость в программировании.
2. Познакомиться с ключевыми словами "если" и "иначе" в языке КУМИР.
3. Освоить методы создания алгоритмов с использованием ветвления.
4. Практиковаться в написании и исполнении программ с РОБОТОМ.
Оборудование: Компьютеры с установленным языком программирования КУМИР и исполнителем РОБОТ.
Методы и приемы: Объяснение материала, демонстрация на примерах, практические упражнения, работа в парах или группах, самостоятельная работа с исполнителем РОБОТ.
Ход урока:
1. Введение в тему: объяснение понятия ветвления и его роли в программировании.
🕺
Алгоритмическая конструкция «ветвление» – это способ выбора пути выполнения программы в зависимости от заданных условий.
Алгоритмическая конструкция "ветвление" позволяет программе выбирать путь выполнения в зависимости от заданного условия. Это похоже на принятие решения в реальной жизни, когда мы выбираем одно действие, если выполняется определенное условие, и другое действие, если условие не выполняется.
Сокращенная форма ветвления:
Сокращенная форма ветвления позволяет проверить только одно условие и выполнить определенные действия в зависимости от результата проверки. В этой форме используется ключевое слово "если" без "иначе".
Запись сокращенной формы ветвления с использованием блок-схем:
Для визуализации сокращенной формы ветвления можно использовать блок-схемы, которые помогут лучше понять последовательность действий.
1. Начнем с блока "Начало" и соединим его с блоком "Условие". В блоке "Условие" записываем условие, которое нужно проверить.
2. Далее, от блока "Условие" идут две стрелки: одна указывает на блок "Действия, если условие истинно", а другая - на блок "Конец". В блоке "Действия, если условие истинно" записываем действия, которые нужно выполнить, если условие истинно.
3. Если условие не истинно, то идем по стрелке к блоку "Конец", где заканчивается выполнение алгоритма.
Вот пример записи сокращенной формы ветвления с использованием блок-схем:
Таким образом, алгоритмическая конструкция "ветвление" позволяет программе принимать решения в зависимости от заданного условия. В сокращенной форме ветвления используется ключевое слово "если" и блок-схемы помогают визуализировать последовательность действий.
2. Изучение ключевых слов "если" и "иначе" в языке КУМИР и их синтаксиса.
В школьном алгоритмическом языке "КУМИР" ветвление реализуется с помощью ключевых слов "если" и "иначе".
1. Ключевые слова "если" и "иначе":
В языке программирования "КУМИР" для реализации ветвления используются ключевые слова "если" и "иначе". Конструкция выглядит следующим образом:
```
если условие_1 тогда
// выполнить код, если условие_1 истинно
иначе
// выполнить код, если условие_1 ложно
конец_если
```
2. Операторы сравнения.
В языке "КУМИР" для проверки условий в ветвлении используются операторы сравнения:
- `:=` - оператор проверки равенства
- `<>` - оператор проверки неравенства
- `>` - оператор проверки условия "больше"
- `<` - оператор проверки условия "меньше"
- `>=` - оператор проверки условия "больше или равно"
- `<=` - оператор проверки условия "меньше или равно"
3. Пример использования ветвления:
Рассмотрим пример использования ветвления в языке "КУМИР" для определения, является ли число четным или нечетным:
```
если число % 2 = 0 тогда
вывести "Число четное"
иначе
вывести "Число нечетное"
конец_если
```
4. Сокращенная форма ветвления:
В языке "КУМИР" также существует сокращенная форма ветвления, которая позволяет проверить только одно условие. В этом случае используется ключевое слово "если" без "иначе":
```
если условие тогда
// выполнить код, если условие истинно
конец_если
```
5. Пример использования сокращенной формы ветвления:
Рассмотрим пример использования сокращенной формы ветвления в языке "КУМИР" для определения, является ли число положительным или отрицательным:
```
если число > 0 тогда
вывести "Число положительное"
конец_если
```
Школьная алгоритмическая среда "Кумир" - это программное обеспечение, разработанное для обучения школьников основам программирования. В "Кумире" есть специальный исполнитель, известный как "Робот", который позволяет создавать и исполнять программы, моделирующие действия робота.
Язык КУМИР - универсальный язык программирования, его прототипом послужил "школьный язык программирования", разработанный А.П. Ершовым в первой половине 80-х годов ХХ века.
Система КУМИР позволяет создавать, отлаживать и выполнять программы. Несложные программы можно начать писать и выполнять практически сразу после знакомства с системой, однако система КУМИР позволяет создавать и достаточно большие, сложные программы. Во время редактирования программы система КУМИР автоматически производит синтаксический разбор и сообщает о найденных ошибках.
В то же время КУМИР является учебной системой. В неё встроено несколько графических исполнителей, действия которых визуализируются на их "игровом поле" или арене. Графический исполнитель Робот "живет" на прямоугольном поле из квадратных клеток, может переходить между соседними клетками и закрашивать клетки.
Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. На практике поле всегда ограниченного размера, а стенки стоят в заданных местах в зависимости от задачи. Задача состоит в закрашивании определенных клеток и остановке робота в заданном месте.
Возможности исполнителя "Робот" в КУМИРе включают:
1. Движение: Робот может перемещаться по заданной плоскости, двигаться вперед и назад, поворачивать влево и вправо.
2. Рисование: Робот может оставлять след на плоскости, рисуя линии и фигуры.
3. Управление: Робот может выполнять различные команды, такие как повторение определенного действия несколько раз, условное выполнение действий в зависимости от определенных условий и др.
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы, они управляют перемещениями робота:
вверхвнизвлевовправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз влево вправо Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда-приказ закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободноснизу свободнослева свободносправа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:
еслисправа свободното
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если(справа свободно)и(не снизу свободно)то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например: если(справа свободно)и(не снизу свободно)товправовсе.
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нцпокасправа свободно
вправо
кц
Использование исполнителя "Робот" в КУМИРе позволяет практически применять свои знания в области программирования, развивать логическое мышление и решать задачи, связанные с робототехникой.
3. Практические упражнения на создание алгоритмов с использованием ветвления.
Установить "Кумир" на домашний компьютер по ссылке.
Веб-версия "Кумира" : https://tests-edu.ru/kumir.web
Выполнить практическое упражнение в веб-среде Blockly .
4. Работа с исполнителем РОБОТ: написание программ с ветвлением и их исполнение.
В тетради записать алгоритмы для следующих заданий:
5. Обсуждение результатов, ответы на вопросы учащихся и закрепление изученного материала.
6. Домашнее задание: создание программы с использованием ветвления в КУМИРе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий