План урока по теме "Запись
вспомогательных алгоритмов на языке программирования" для 9 класса (по
учебнику Л.Л. Босовой, обновленные ФГОС)
Цели урока:
- Ознакомить
учащихся с понятием вспомогательных алгоритмов.
- Научить
записывать алгоритмы на языке программирования Pascal.
- Развивать
навыки работы с алгоритмами и понимание их структуры.
Оборудование:
- Компьютеры
с установленной средой разработки PascalABC.net.
- Проектор
и экран для демонстрации материалов.
- Учебники
Л.Л. Босовой.
Ход урока
- Организационный
момент (5 минут)
- Приветствие,
проверка присутствия.
- Объявление темы и целей урока.
- Введение
в тему (10 минут)
- Обсуждение
понятия вспомогательных алгоритмов.
- Примеры
использования вспомогательных алгоритмов в программировании.
Вспомогательный алгоритм — это
алгоритм, который используется в составе другого алгоритма. Он позволяет
разбить сложную задачу на более простые подзадачи, которые могут выполняться
многократно. Вспомогательные алгоритмы реализуются в виде подпрограмм (процедур
или функций) и могут быть вызваны по имени из основной программы.
Примеры вспомогательных
алгоритмов
Алгоритм нахождения максимума. Принимает массив чисел и возвращает максимальное значение.
Алгоритм вычисления факториала. Вычисляет факториал заданного числа.
Алгоритм сортировки массива. Сортирует элементы массива по возрастанию или убыванию.
Примеры использования
вспомогательных алгоритмов в программировании
Разделение задач: Вспомогательные алгоритмы помогают организовать код, делая его более читаемым и управляемым. Например, в игре можно создать процедуры для обработки ввода игрока, обновления состояния игры и отображения графики.
Повторное использование кода:
Позволяют избежать дублирования кода. Если в программе несколько мест для
вычисления суммы элементов массива, можно написать один вспомогательный
алгоритм и вызывать его в нужных местах.
Упрощение отладки: Разделяя код
на небольшие подпрограммы, легче находить и исправлять ошибки. Если ошибка
возникает в одном из вспомогательных алгоритмов, её проще локализовать без
необходимости просматривать весь код программы.
Вспомогательные алгоритмы играют важную роль в разработке программного обеспечения, позволяя организовывать код более эффективно и улучшая его структуру.
2. Теоретическая часть (15 минут)
- Объяснение
структуры алгоритма: начало, процесс, конец.
- Рассмотрение примеров простых вспомогательных алгоритмов на языке Pascal (например, алгоритм нахождения максимума из двух чисел).
Команда/Алгоритм |
Описание |
Пример кода |
Переменные |
Объявление переменных
(например, var x: Integer;) |
var a: Integer; |
Ввод данных |
Чтение данных с клавиатуры
(например, ReadLn(x);) |
ReadLn(a); |
Вывод данных |
Вывод на экран (например, WriteLn('Результат:',
x);) |
WriteLn('Результат:', a); |
Условные операторы |
Использование if...then...else для
принятия решений |
if a > 0 then WriteLn('Положительное'); |
Циклы |
Использование for, while, repeat для
повторения действий |
for i := 1 to 10 do WriteLn(i); |
Функции |
Определение подпрограмм,
возвращающих значения |
function Square(x: Integer): Integer; |
Процедуры |
Определение подпрограмм без
возвращаемого значения |
procedure PrintHello; |
Массивы |
Объявление и работа с массивами |
var arr: array[1..10] of Integer; |
Стандартные функции |
Использование встроенных
функций (например, abs, sqrt, sqr) |
a := abs(-5); b := sqrt(16); |
Алгоритм нахождения НОД |
Использование алгоритма Евклида
для нахождения наибольшего общего делителя |
function GCD(a, b: Integer): Integer; |
Алгоритм сортировки |
Применение сортировки пузырьком
или выбором для упорядочивания массива |
for i := 1 to n-1 do for j := 1 to n-i do if arr[j] > arr[j+1] then
Swap(arr[j], arr[j+1]); |
Примеры использования:
- Функции:
- Функция
для вычисления квадратного числа:
function
Square(x: Integer): Integer;
begin
Result := x * x;
end;
- Циклы:
- Цикл
for для вывода чисел от 1 до 10:
for
i := 1 to 10 do
WriteLn(i);
- Условные
операторы:
- Проверка
четности числа:
if N mod 2 = 0 then
WriteLn('Число четное')
else
WriteLn('Число нечетное');
Эта таблица и примеры помогут лучше понять основные команды и алгоритмы, используемые в Паскале, а также подготовиться к экзаменам.
Правила
записи алгоритма на языке Pascal
Этап |
Описание |
Пример кода |
1. Объявление программы |
Начало программы с ключевым
словом program, за которым следует имя. |
program MyFirstProgram; |
2. Объявление переменных |
Использование ключевого
слова var для объявления переменных и их типов. |
var x: Integer; |
3. Начало блока |
Блок кода начинается с
ключевого слова begin. |
begin |
4. Ввод данных |
Использование ReadLn для
ввода данных пользователем. |
ReadLn(x); |
5. Вывод данных |
Использование WriteLn для
вывода данных на экран. |
WriteLn('Значение x:', x); |
6. Условные операторы |
Применение конструкции if...then...else для
выполнения условий. |
if x > 0 then
WriteLn('Положительное'); else WriteLn('Неположительное'); |
7. Циклы |
Использование циклов for, while,
или repeat...until. |
for i := 1 to 10 do WriteLn(i); |
8. Завершение блока |
Завершение блока кода с помощью
ключевого слова end. |
end. |
Пояснения:
- Объявление
программы:
Указывает компилятору, что начинается новая программа.
- Объявление
переменных:
Позволяет определить, какие данные будут использоваться в программе.
- Начало
блока:
Определяет начало основной части программы.
- Ввод
данных:
Позволяет пользователю вводить данные, которые будут использоваться в
вычислениях.
- Вывод
данных:
Позволяет отображать результаты работы программы на экране.
- Условные
операторы:
Позволяют программе принимать решения на основе условий.
- Циклы: Позволяют выполнять
повторяющиеся действия, что упрощает обработку массивов и других структур
данных.
- Завершение
блока:
Указывает на конец программы или блока кода.
Правила синтаксиса кода в Pascal
№ |
Правило синтаксиса |
1 |
Идентификаторы: Имена переменных, констант и
процедур должны начинаться с буквы и могут содержать буквы, цифры и символы
подчеркивания. |
2 |
Объявление переменных: Переменные объявляются с
помощью ключевого слова var, за которым следует имя переменной,
двоеточие и тип. Например: var a: Integer; Пробел перед двоеточием
не ставится, а после него — рекомендуется. |
3 |
Константы: Константы определяются в
секции const и не изменяются во время выполнения. Например: const
Pi: Real = 3.14; Пробел перед двоеточием не ставится, а после —
рекомендуется. |
4 |
Зарезервированные слова: Определенные слова, такие
как begin, end, if, then, имеют специальное значение и не
могут использоваться как идентификаторы. |
5 |
Операторы: Pascal использует стандартный
набор арифметических и логических операторов, таких как +, -, *, /, div, mod.
Перед операторами + и - должен быть пробел, а после них —
тоже. Операторы умножения (*) и деления (/) пробелами не обрамляются. |
6 |
Процедуры и функции: Процедуры и функции
объявляются с использованием ключевых слов procedure и function.
Например: procedure MyProcedure; |
7 |
Комментарии: Комментарии могут быть
однострочными (начинаются с //) или многострочными (размещаются
между {} или (* *)). |
8 |
Структура программы: Программа начинается с
ключевого слова program, за которым следует имя программы, затем секции
объявления переменных и основная часть кода, заключенная между begin и end. |
9 |
Терминаторы операторов: Каждое выражение в Pascal
должно заканчиваться точкой с запятой (;). |
10 |
Знак равенства (=): В Pascal используется для
присваивания значения переменной (например, a := 5;). Пробелы перед
знаком равенства не ставятся, а после - по желанию (например, a := b +
c;). Знак равенства также используется для сравнения значений в логических
выражениях (например, в условии if). |
Дополнительные замечания:
- Двоеточие
(:): Перед
двоеточием пробел не ставится, а после него рекомендуется ставить пробел
для улучшения читаемости кода.
- Точка
с запятой (;):
Пробел перед точкой с запятой не требуется, но может быть добавлен для
лучшей читаемости.
Таблица поможет понять основные правила записи алгоритмов на языке Pascal и структурировать свои программы правильно.
Примеры записи алгоритмов на
языке Pascal
Пример |
Описание |
Пример кода |
1. Вычисление суммы двух чисел |
Программа запрашивает два числа
у пользователя и выводит их сумму. |
Pascal program SumTwoNumbers; var a, b, sum: Integer; begin WriteLn('Введите
первое число:'); ReadLn(a); WriteLn('Введите
второе число:'); ReadLn(b);<br> sum := a + b; WriteLn('Сумма:', sum); end. |
2. Проверка четности числа |
Программа запрашивает число и
проверяет, является ли оно четным или нечетным. |
Pascal program CheckEvenOdd; var n: Integer; begin WriteLn('Введите число:'); ReadLn(n); if n mod 2 = 0 then WriteLn('Число четное') else WriteLn('Число нечетное'); end. |
3. Вывод чисел от 1 до N |
Программа запрашивает число N и
выводит все числа от 1 до N. |
Pascal program PrintNumbers; var n, i: Integer; begin WriteLn('Введите N:'); ReadLn(n); for i := 1 to n do WriteLn(i); end. |
Пояснения:
- Вычисление
суммы двух чисел:
- Программа
объявляет переменные для хранения введенных чисел и их суммы.
- Пользователь
вводит два числа, программа вычисляет их сумму и выводит результат.
- Проверка
четности числа:
- Программа
запрашивает у пользователя число.
- С
помощью условия if проверяется, четное ли число (остаток от
деления на 2 равен нулю) и выводится соответствующее сообщение.
- Вывод
чисел от 1 до N:
- Программа
запрашивает у пользователя число N.
- С
помощью цикла for программа выводит все числа от 1 до N.
Можно увидеть,
как записываются простые алгоритмы на языке Pascal и как они работают.
Использование подпрограмм в
Паскале
Подпрограммы (процедуры и функции) в
языке Паскаль используются для организации кода, повышения его читаемости и
повторного использования. Они позволяют разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи, что упрощает разработку и отладку программ.
Основные цели использования
подпрограмм:
- Упрощение
кода:
Подпрограммы позволяют избежать дублирования кода, что делает его более
компактным и понятным.
- Повторное
использование:
Одна и та же подпрограмма может быть вызвана несколько раз в разных частях
программы, что экономит время на написание и тестирование.
- Организация
логики:
Разделение программы на логические блоки помогает лучше структурировать
код и облегчает его понимание.
Основное различие между процедурами и функциями
Параметр |
Процедуры |
Функции |
Возвращаемое значение |
Не возвращают значение
(используются для выполнения действий) |
Возвращают значение
(используются для вычислений) |
Синтаксис вызова |
Вызываются просто по имени |
Вызываются с присвоением
результата переменной |
Применение |
Используются для выполнения
операций (например, вывода данных) |
Используются для вычисления и
возвращения значений |
Примеры:
|
|
procedure PrintHello; begin WriteLn('Hello, World!'); end;
begin PrintHello; // Вызов процедуры end.
|
function Square(x: Integer): Integer; begin Result := x * x; // Возвращает квадрат
числа end;
var num: Integer; begin num := Square(5); // Вызов функции с
присвоением результата WriteLn('Квадрат числа равен: ', num); end. |
Примеры иллюстрируют, как используются процедуры для выполнения действий и функции для вычислений в языке Паскаль.
ПСЕВДОКОД:
1. Начало
2. Объявить переменные A, B, Sum
как целые числа
3. Вывести "Введите первое
число:"
4. Прочитать A
5. Вывести "Введите второе
число:"
6. Прочитать B
7. Sum = A + B
8. Вывести "Сумма чисел
равна:", Sum
9. Конец
program SumOfTwoNumbers;
var
A, B, Sum: Integer;
begin
// Ввод первого числа
WriteLn('Введите первое число:');
ReadLn(A);
// Ввод второго числа
WriteLn('Введите второе число:');
ReadLn(B);
// Нахождение суммы
Sum := A + B;
// Вывод результата
WriteLn('Сумма чисел равна: ', Sum);
end.
- Задание
2: Написать алгоритм для вычисления факториала числа.
Факториал — это произведение всех
целых положительных чисел от 1 до заданного числа nn. Обозначается
факториал как n!n!.
Пример:
- 5! = 5×4×3×2×1 = 1205! = 5×4×3×2×1 = 120
- 0! = 10! = 1 (по
определению)
Факториал используется в
математике для расчета количества способов, которыми можно организовать или
выбрать объекты. Например, если у вас есть 5 книг, факториал поможет узнать,
сколько различных способов вы можете их расположить на полке.
Факториал помогает в
комбинаторике и вероятностных расчетах.
program FactorialCalculator;unction Factorial(n: Integer): Integer;beginif n = 0 thenFactorial := 1 // Базовый случайelseFactorial := n * Factorial(n - 1); // Рекурсивный случайend;varnumber: Integer;beginWrite('Введите число для вычисления факториала: ');ReadLn(number);if number < 0 thenWriteLn('Факториал отрицательного числа не определен.')elseWriteLn('Факториал ', number, ' равен ', Factorial(number));end.
program FactorialCalculator;
function Factorial(n: Integer): Integer;
var
fact, i: Integer; // Изменено имя переменной
begin
fact := 1; // Начальное значение факториала
for i := 2 to n do // Итерация от 2 до n
fact := fact * i; // Умножение на текущее значение i
Factorial := fact; // Возврат результата
end;
var
number: Integer;
begin
Write('Введите число для вычисления факториала: ');
ReadLn(number);
if number < 0 then
WriteLn('Факториал отрицательного числа не определен.')
else
WriteLn('Факториал ', number, ' равен ', Factorial(number));
end.
- Задание
3: Написать алгоритм для проверки, является ли число четным или нечетным.
Псевдокод
1. Начало
2. Объявить переменную N как
целое число
3. Вывести "Введите
число:"
4. Прочитать N
5. Если N mod 2 = 0 тогда
5.1. Вывести "Число четное"
6. Иначе
6.1. Вывести "Число нечетное"
7. Конец
program EvenOrOddChecker;
var
N: Integer;
begin
// Ввод числа для проверки
WriteLn('Введите число:');
ReadLn(N);
// Проверка на четность или нечетность
if N mod 2 = 0 then
WriteLn('Число четное')
else
WriteLn('Число нечетное');
end.
- Работа
в группах (15 минут)
- Разделить
класс на группы и предложить каждой группе разработать свой
вспомогательный алгоритм на заданную тему (например, сортировка массива,
поиск элемента в массиве).
- Каждая
группа представляет свой алгоритм классу.
Примеры
вспомогательных алгоритмов
Алгоритм |
Описание |
Пример
кода |
Сортировка массива |
Упорядочивание элементов
массива по возрастанию или убыванию. |
for i := 1 to n-1 do |
Поиск элемента в массиве |
Поиск заданного элемента в
массиве с помощью линейного поиска. |
for i := 1 to n do |
Вычисление факториала |
Вычисление факториала числа с
использованием рекурсии или цикла. |
function Factorial(n: Integer): Integer; |
Нахождение НОД |
Алгоритм Евклида для нахождения
наибольшего общего делителя двух чисел. |
function GCD(a, b: Integer): Integer; |
Обратный порядок массива |
Разворот элементов массива. |
for i := 1 to n div 2 do |
Подсчет количества четных чисел |
Подсчет количества четных чисел
в массиве. |
count := 0; |
Примеры кода для изучения и практики программирования на языке Паскаль
4. Заключительная часть (10 минут)
- Подведение
итогов урока.
- Обсуждение
трудностей, возникших при выполнении заданий.
- Ответы на вопросы учащихся.
5. Домашнее задание (5 минут)
- Написать
алгоритм для решения задачи о нахождении НОД двух чисел с использованием
алгоритма Евклида.
- Подготовить
краткий отчет о применении вспомогательных алгоритмов в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся
должны уметь записывать простые вспомогательные алгоритмы на языке Pascal.
- Повышение уровня понимания структуры и назначения вспомогательных алгоритмов в программировании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий