четверг, 5 сентября 2024 г.

Цели изучения предмета «Информатика». Техника безопасности и правила работы на компьютере. Правила информационной безопасности

Изучение предмета «Информатика» в 9 классе по программе Босовой направлено на достижение нескольких ключевых целей, в том числе 
  • закрепление знаний о соблюдении правил техники безопасности и 
  • правил работы на компьютере, а также 
  • правил информационной безопасности.

Цели и задачи изучения предмета «Информатика»

Формирование целостного мировоззрения: Учащиеся получают представление о роли информации как стратегического ресурса, необходимого для развития личности и общества.
Развитие навыков работы с информацией: Изучение информатики способствует совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков, включая систематизацию и обобщение знаний.
Понимание информационных процессов: Учащиеся осваивают основные информационные процессы и их значение в современном мире, что помогает им лучше ориентироваться в информационном пространстве.
Техника безопасности и организация рабочего места: Важной частью курса является обучение правилам безопасной работы на компьютере, включая организацию рабочего места, правильное использование оборудования и предотвращение травм.
Правила информационной безопасности: Учащиеся знакомятся с основами кибербезопасности, включая защиту личных данных, распознавание мошенничества и безопасное использование интернет-ресурсов.

Содержание урока по теме:

"Цели изучения предмета «Информатика». Техника безопасности и правила работы на компьютере. Правила информационной безопасности"

Цели и задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с целями изучения информатики.
  2. Обсудить технику безопасности и правила работы на компьютере.
  3. Изучить правила информационной безопасности и их важность.
Техника безопасности и правила работы на компьютере

  • Организация рабочего места: Учащиеся должны знать, как правильно организовать свое рабочее пространство для повышения продуктивности и безопасности.
  • Правила работы с оборудованием: Включает в себя правильное использование клавиатуры, мыши, экрана и других устройств.
  • Профилактика травм: Учащиеся обучаются методам предотвращения заболеваний, связанных с длительной работой за компьютером, таких как синдром запястного канала.
  • Правила информационной безопасности. Защита личных данных: Учащиеся должны понимать важность защиты своих личных данных в интернете и знать, как это сделать.
  • Распознавание угроз: Обучение распознаванию фишинга, вирусов и других угроз, которые могут возникнуть при использовании интернет-ресурсов.
  • Безопасное поведение в сети: Учащиеся должны знать, как безопасно общаться в социальных сетях и использовать различные онлайн-сервисы.

Оборудование: 

Презентация по теме урока.
Доска и маркеры.
Тетради для записей.
Листы для построения таблиц и схем.

Ход урока
1. Вводная часть (5 минут)

Приветствие учащихся.
Объявление темы и целей урока.

Краткое введение в тему:

Сегодня мы поговорим о том, зачем изучать информатику, как безопасно работать с компьютером и как защитить свои данные в интернете.

Повторим изученное в 8 классе:

  1. Какие основные компоненты компьютера вы изучили и какова их функция?
  2. Что такое алгоритм и какие основные виды алгоритмов вы знаете?
  3. Каковы основные этапы разработки программы на языке Паскаль?
  4. Что такое системы счисления и как они используются в информатике?
  5. Как вы можете защитить свои личные данные в интернете?
  6. Какие правила безопасности следует соблюдать при работе за компьютером?
  7. Что такое электронные таблицы и каковы их основные функции?
  8. Каковы основные принципы работы с текстовой информацией на компьютере?
  9. Что такое программирование и какие языки программирования вы изучали?
  10. Каковы преимущества и недостатки использования информационных технологий в повседневной жизни?


Ответы на 10 вопросов по программе Л. Босовой по итогам изучения информатики в 8 классе:
  1. Основные компоненты компьютера включают процессор, оперативную память, устройства ввода-вывода (клавиатура, мышь, монитор) и устройства хранения данных (жесткий диск, SSD). Процессор отвечает за выполнение команд, оперативная память временно хранит данные, устройства ввода-вывода позволяют взаимодействовать с компьютером, а устройства хранения обеспечивают постоянное хранение информации.
  2. Алгоритм - это точная последовательность действий для решения задачи. Основные виды алгоритмов: линейные (выполняются в строгой последовательности), разветвляющиеся (выполнение зависит от условия) и циклические (повторяющиеся действия).
  3. Основные этапы разработки программы на Паскале: постановка задачи, разработка алгоритма, написание кода, тестирование и отладка, документирование.
  4. Системы счисления определяют способ представления чисел. Основные изученные системы: двоичная (основание 2), десятичная (основание 10), восьмеричная (основание 8) и шестнадцатеричная (основание 16). Они используются для кодирования информации в компьютере.
  5. Для защиты личных данных в интернете следует: использовать сложные пароли, не сообщать конфиденциальную информацию незнакомцам, быть осторожным с ссылками и вложениями, использовать антивирус и регулярно обновлять программы.
  6. Правила безопасности при работе за компьютером: правильно организовать рабочее место, делать перерывы, не прикасаться к оборудованию мокрыми руками, не загромождать вентиляционные отверстия, выключать компьютер после работы.
  7. Электронные таблицы позволяют хранить, обрабатывать и визуализировать данные. Основные функции: ввод и редактирование данных, использование формул для вычислений, построение диаграмм и графиков, сортировка и фильтрация данных.
  8. Работа с текстовой информацией включает: ввод и редактирование текста, форматирование шрифта и абзацев, вставку объектов (изображений, таблиц, формул), проверку орфографии, предварительный просмотр и печать документа.
  9. Программирование - процесс создания программ для решения задач. Изученные языки: Паскаль (структурное программирование) и Scratch (визуальное программирование). Они позволяют разрабатывать алгоритмы и писать код.
  10. Преимущества использования ИТ: быстрый доступ к информации, автоматизация рутинных задач, возможность удаленной работы и обучения, развлечения. Недостатки: зависимость от техники, риски для здоровья (ухудшение зрения, малоподвижный образ жизни), киберугрозы (взлом, мошенничество), распространение недостоверной информации.

2. Цели изучения предмета «Информатика» (10 минут)


Запись определений: 
Учитель объясняет цели изучения информатики, а учащиеся записывают их в тетрадь.

Формирование целостного мировоззрения.
Развитие навыков работы с информацией.
Понимание информационных процессов.
Освоение техники безопасности и организации рабочего места.
Знакомство с правилами информационной безопасности.

Обсуждение: Учащиеся делятся своими мыслями о том, почему эти цели важны.

Тезаурус:

Моделирование - процесс создания упрощенной модели реального объекта или явления.
Формализация - представление информации в строгой, математической или логической форме.
Знаковая модель - модель, использующая символы и знаки для представления объектов.
Графическая модель - визуальное представление информации в виде графиков и диаграмм.
Табличная модель - представление данных в виде таблиц для упрощения анализа.
Информационная модель - абстрактное представление системы, описывающее ее структуру и функции.
Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания и управления базами данных.

3. Техника безопасности и правила работы на компьютере (10 минут)


На доске учитель создает таблицу, в которой перечислены правила работы на компьютере. Учащиеся должны записать эту таблицу в тетрадь.

ПравилоОписание
1Организация рабочего местаРабочее место должно быть чистым и организованным.
2Правильная осанкаСидите прямо, ноги на полу, экран на уровне глаз.
3Использование оборудованияНе трогайте электрические провода и оборудование мокрыми руками.
4Перерывы в работеДелайте перерывы каждые 30-40 минут для отдыха глаз и разминки.
5Защита от перегреваУбедитесь, что вентиляционные отверстия компьютера не заблокированы.
6Использование антивирусного ПОУбедитесь, что антивирусная программа обновлена и активна.
7Безопасное обращение с документамиНе оставляйте личные данные на рабочем столе и в открытых файлах.
8Соблюдение правил электробезопасностиНе перегружайте электрические розетки, используйте только исправные устройства.
9Устранение неисправностейНе пытайтесь самостоятельно ремонтировать оборудование без разрешения учителя.
10Правила поведения в классеСоблюдайте дисциплину, не отвлекайте других учеников.
11Пожарная безопасностьЗнайте местоположение огнетушителей и выходов на случай эвакуации.
12Не оставляйте включенные устройстваВыключайте компьютеры и другую технику после окончания урока.
13Использование личных устройствНе подключайте свои устройства без разрешения учителя.
14Сообщение о происшествияхНемедленно сообщайте учителю о любых неисправностях или происшествиях.
15Соблюдение санитарных нормРегулярно мойте руки и используйте антисептики, особенно после работы с общими устройствами.

Эта таблица поможет учащимся помнить о правилах безопасности во время уроков информатики и обеспечит безопасную учебную среду.

Обсуждение: Учитель объясняет каждое правило, а учащиеся могут задавать вопросы.

4. Правила информационной безопасности (10 минут)


Построение схемы: Учащиеся строят схему, отражающую основные правила информационной безопасности.
Запись правил: Учитель называет правила, а учащиеся записывают их в тетрадь и добавляют к схеме. 

 10 правил информационной безопасности 
ПравилоОписание
1Защита личных данныхНе сообщайте свои персональные данные (имя, адрес, телефон, пароли) незнакомым людям в интернете.
2Осторожность с ссылками и вложениямиНе переходите по сомнительным ссылкам и не открывайте вложения от неизвестных отправителей, так как они могут содержать вирусы.
3Использование антивирусаУстановите антивирусную программу на свой компьютер и регулярно обновляйте её.
4Безопасность в социальных сетяхБудьте осторожны при общении в социальных сетях, не публикуйте личную информацию. Настройте приватность аккаунта.
5Распознавание фишингаБудьте бдительны в отношении писем и сообщений, которые просят предоставить личные данные или перейти по ссылке. Это может быть фишинг.
6Использование сложных паролейПридумывайте сложные пароли для своих аккаунтов, состоящие из букв, цифр и символов. Не используйте одинаковые пароли для разных сайтов.
7Осторожность с загрузкамиЗагружайте файлы только с надежных источников, так как они могут содержать вредоносные программы.
8Обновление программРегулярно обновляйте операционную систему и другие важные программы, чтобы получать последние исправления безопасности.
9Осторожность при использовании публичных сетейБудьте осторожны при использовании публичного Wi-Fi, так как ваш трафик может быть перехвачен. Используйте VPN-соединение для большей безопасности.
10Сообщение о подозрительной активностиЕсли вы заметили что-то подозрительное на своем устройстве, сообщите об этом взрослым. Не пытайтесь самостоятельно исправить ситуацию.

Соблюдение этих правил поможет безопасно использовать интернет и защитить себя от киберугроз.

Обсуждение: Учитель объясняет каждое правило, приводя примеры из жизни.

5. Заключительная часть (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся делятся тем, что нового узнали на уроке и как будут применять полученные знания.

Домашнее задание: Написать краткое эссе на тему "Почему важна информационная безопасность?" и подготовить примеры из жизни.
Решить задачи & 1.2, задачи 4 - 7.

4. Решите, составив математическую модель, следующую задачу.

Теплоход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

5. Требуется спроектировать электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе трёх членов. При голосовании «за» член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если оно собирает большинство голосов. В этом случае загорается лампочка.

6. Решите, составив логическую модель, следующую задачу. На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, России и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказали свои предположения об их итогах:

    1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим.
    2) Украина будет на последнем месте, а Германия — на предпоследнем.
    3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Китай.
    4) Россия будет первой, а Италия — на втором месте.
    5) Италия будет пятой, а победит Германия.

По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревновании заняли участники?

7. В середине прошлого века экономисты оценили ежегодный объём вычислений, необходимых для эффективного управления народным хозяйством страны. Он составил 1017 операций. Можно ли справиться с таким объёмом вычислений за год, если привлечь к работе миллион вычислителей, каждый из которых способен выполнять одну операцию в секунду?

Итоги урока

Учащиеся записали определения, построили таблицы и схемы, что помогло им лучше понять цели изучения информатики, технику безопасности и правила информационной безопасности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Героические страницы Великой Отечественной войны

Хронология десяти сталинских ударов Первый удар. Ленинградско-Новгородская операция Дата: Январь 1944 Событие: Ленинградско-Новгородская опе...