- закрепление знаний о соблюдении правил техники безопасности и
- правил работы на компьютере, а также
- правил информационной безопасности.
Цели и задачи изучения предмета «Информатика»
Развитие навыков работы с информацией: Изучение информатики способствует совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков, включая систематизацию и обобщение знаний.
Понимание информационных процессов: Учащиеся осваивают основные информационные процессы и их значение в современном мире, что помогает им лучше ориентироваться в информационном пространстве.
Техника безопасности и организация рабочего места: Важной частью курса является обучение правилам безопасной работы на компьютере, включая организацию рабочего места, правильное использование оборудования и предотвращение травм.
Правила информационной безопасности: Учащиеся знакомятся с основами кибербезопасности, включая защиту личных данных, распознавание мошенничества и безопасное использование интернет-ресурсов.
Цели и задачи урока:
- Ознакомить учащихся с целями изучения информатики.
- Обсудить технику безопасности и правила работы на компьютере.
- Изучить правила информационной безопасности и их важность.
- Организация рабочего места: Учащиеся должны знать, как правильно организовать свое рабочее пространство для повышения продуктивности и безопасности.
- Правила работы с оборудованием: Включает в себя правильное использование клавиатуры, мыши, экрана и других устройств.
- Профилактика травм: Учащиеся обучаются методам предотвращения заболеваний, связанных с длительной работой за компьютером, таких как синдром запястного канала.
- Правила информационной безопасности. Защита личных данных: Учащиеся должны понимать важность защиты своих личных данных в интернете и знать, как это сделать.
- Распознавание угроз: Обучение распознаванию фишинга, вирусов и других угроз, которые могут возникнуть при использовании интернет-ресурсов.
- Безопасное поведение в сети: Учащиеся должны знать, как безопасно общаться в социальных сетях и использовать различные онлайн-сервисы.
Доска и маркеры.
Тетради для записей.
Листы для построения таблиц и схем.
Объявление темы и целей урока.
Краткое введение в тему:
Повторим изученное в 8 классе:
- Какие основные компоненты компьютера вы изучили и какова их функция?
- Что такое алгоритм и какие основные виды алгоритмов вы знаете?
- Каковы основные этапы разработки программы на языке Паскаль?
- Что такое системы счисления и как они используются в информатике?
- Как вы можете защитить свои личные данные в интернете?
- Какие правила безопасности следует соблюдать при работе за компьютером?
- Что такое электронные таблицы и каковы их основные функции?
- Каковы основные принципы работы с текстовой информацией на компьютере?
- Что такое программирование и какие языки программирования вы изучали?
- Каковы преимущества и недостатки использования информационных технологий в повседневной жизни?
Ответы на 10 вопросов по программе Л. Босовой по итогам изучения информатики в 8 классе:
- Основные компоненты компьютера включают процессор, оперативную память, устройства ввода-вывода (клавиатура, мышь, монитор) и устройства хранения данных (жесткий диск, SSD). Процессор отвечает за выполнение команд, оперативная память временно хранит данные, устройства ввода-вывода позволяют взаимодействовать с компьютером, а устройства хранения обеспечивают постоянное хранение информации.
- Алгоритм - это точная последовательность действий для решения задачи. Основные виды алгоритмов: линейные (выполняются в строгой последовательности), разветвляющиеся (выполнение зависит от условия) и циклические (повторяющиеся действия).
- Основные этапы разработки программы на Паскале: постановка задачи, разработка алгоритма, написание кода, тестирование и отладка, документирование.
- Системы счисления определяют способ представления чисел. Основные изученные системы: двоичная (основание 2), десятичная (основание 10), восьмеричная (основание 8) и шестнадцатеричная (основание 16). Они используются для кодирования информации в компьютере.
- Для защиты личных данных в интернете следует: использовать сложные пароли, не сообщать конфиденциальную информацию незнакомцам, быть осторожным с ссылками и вложениями, использовать антивирус и регулярно обновлять программы.
- Правила безопасности при работе за компьютером: правильно организовать рабочее место, делать перерывы, не прикасаться к оборудованию мокрыми руками, не загромождать вентиляционные отверстия, выключать компьютер после работы.
- Электронные таблицы позволяют хранить, обрабатывать и визуализировать данные. Основные функции: ввод и редактирование данных, использование формул для вычислений, построение диаграмм и графиков, сортировка и фильтрация данных.
- Работа с текстовой информацией включает: ввод и редактирование текста, форматирование шрифта и абзацев, вставку объектов (изображений, таблиц, формул), проверку орфографии, предварительный просмотр и печать документа.
- Программирование - процесс создания программ для решения задач. Изученные языки: Паскаль (структурное программирование) и Scratch (визуальное программирование). Они позволяют разрабатывать алгоритмы и писать код.
- Преимущества использования ИТ: быстрый доступ к информации, автоматизация рутинных задач, возможность удаленной работы и обучения, развлечения. Недостатки: зависимость от техники, риски для здоровья (ухудшение зрения, малоподвижный образ жизни), киберугрозы (взлом, мошенничество), распространение недостоверной информации.
2. Цели изучения предмета «Информатика» (10 минут)
Развитие навыков работы с информацией.
Понимание информационных процессов.
Освоение техники безопасности и организации рабочего места.
Знакомство с правилами информационной безопасности.
Обсуждение: Учащиеся делятся своими мыслями о том, почему эти цели важны.
Моделирование - процесс создания упрощенной модели реального объекта или явления.
Формализация - представление информации в строгой, математической или логической форме.
Знаковая модель - модель, использующая символы и знаки для представления объектов.
Графическая модель - визуальное представление информации в виде графиков и диаграмм.
Табличная модель - представление данных в виде таблиц для упрощения анализа.
Информационная модель - абстрактное представление системы, описывающее ее структуру и функции.
Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания и управления базами данных.
3. Техника безопасности и правила работы на компьютере (10 минут)
№ | Правило | Описание |
---|---|---|
1 | Организация рабочего места | Рабочее место должно быть чистым и организованным. |
2 | Правильная осанка | Сидите прямо, ноги на полу, экран на уровне глаз. |
3 | Использование оборудования | Не трогайте электрические провода и оборудование мокрыми руками. |
4 | Перерывы в работе | Делайте перерывы каждые 30-40 минут для отдыха глаз и разминки. |
5 | Защита от перегрева | Убедитесь, что вентиляционные отверстия компьютера не заблокированы. |
6 | Использование антивирусного ПО | Убедитесь, что антивирусная программа обновлена и активна. |
7 | Безопасное обращение с документами | Не оставляйте личные данные на рабочем столе и в открытых файлах. |
8 | Соблюдение правил электробезопасности | Не перегружайте электрические розетки, используйте только исправные устройства. |
9 | Устранение неисправностей | Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать оборудование без разрешения учителя. |
10 | Правила поведения в классе | Соблюдайте дисциплину, не отвлекайте других учеников. |
11 | Пожарная безопасность | Знайте местоположение огнетушителей и выходов на случай эвакуации. |
12 | Не оставляйте включенные устройства | Выключайте компьютеры и другую технику после окончания урока. |
13 | Использование личных устройств | Не подключайте свои устройства без разрешения учителя. |
14 | Сообщение о происшествиях | Немедленно сообщайте учителю о любых неисправностях или происшествиях. |
15 | Соблюдение санитарных норм | Регулярно мойте руки и используйте антисептики, особенно после работы с общими устройствами. |
Эта таблица поможет учащимся помнить о правилах безопасности во время уроков информатики и обеспечит безопасную учебную среду.
Обсуждение: Учитель объясняет каждое правило, а учащиеся могут задавать вопросы.
4. Правила информационной безопасности (10 минут)
Запись правил: Учитель называет правила, а учащиеся записывают их в тетрадь и добавляют к схеме.
№ | Правило | Описание |
---|---|---|
1 | Защита личных данных | Не сообщайте свои персональные данные (имя, адрес, телефон, пароли) незнакомым людям в интернете. |
2 | Осторожность с ссылками и вложениями | Не переходите по сомнительным ссылкам и не открывайте вложения от неизвестных отправителей, так как они могут содержать вирусы. |
3 | Использование антивируса | Установите антивирусную программу на свой компьютер и регулярно обновляйте её. |
4 | Безопасность в социальных сетях | Будьте осторожны при общении в социальных сетях, не публикуйте личную информацию. Настройте приватность аккаунта. |
5 | Распознавание фишинга | Будьте бдительны в отношении писем и сообщений, которые просят предоставить личные данные или перейти по ссылке. Это может быть фишинг. |
6 | Использование сложных паролей | Придумывайте сложные пароли для своих аккаунтов, состоящие из букв, цифр и символов. Не используйте одинаковые пароли для разных сайтов. |
7 | Осторожность с загрузками | Загружайте файлы только с надежных источников, так как они могут содержать вредоносные программы. |
8 | Обновление программ | Регулярно обновляйте операционную систему и другие важные программы, чтобы получать последние исправления безопасности. |
9 | Осторожность при использовании публичных сетей | Будьте осторожны при использовании публичного Wi-Fi, так как ваш трафик может быть перехвачен. Используйте VPN-соединение для большей безопасности. |
10 | Сообщение о подозрительной активности | Если вы заметили что-то подозрительное на своем устройстве, сообщите об этом взрослым. Не пытайтесь самостоятельно исправить ситуацию. |
Соблюдение этих правил поможет безопасно использовать интернет и защитить себя от киберугроз.
5. Заключительная часть (5 минут)
Домашнее задание: Написать краткое эссе на тему "Почему важна информационная безопасность?" и подготовить примеры из жизни.
Решить задачи & 1.2, задачи 4 - 7.
4. Решите, составив математическую модель, следующую задачу.
Теплоход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.
5. Требуется спроектировать электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе трёх членов. При голосовании «за» член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если оно собирает большинство голосов. В этом случае загорается лампочка.
6. Решите, составив логическую модель, следующую задачу. На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, России и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказали свои предположения об их итогах:
1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим.
2) Украина будет на последнем месте, а Германия — на предпоследнем.
3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Китай.
4) Россия будет первой, а Италия — на втором месте.
5) Италия будет пятой, а победит Германия.
По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревновании заняли участники?
7. В середине прошлого века экономисты оценили ежегодный объём вычислений, необходимых для эффективного управления народным хозяйством страны. Он составил 1017 операций. Можно ли справиться с таким объёмом вычислений за год, если привлечь к работе миллион вычислителей, каждый из которых способен выполнять одну операцию в секунду?
Комментариев нет:
Отправить комментарий