Квест-урок "Современное информационное пространство"
7 класс
Цели урока: Познакомить учащихся с современным информационным пространством и его особенностями
Развить навыки безопасного поведения в Интернете и социальных сетях
Сформировать ответственное отношение к использованию цифровых технологий
Ход урока (40 минут):
1. Вводная часть (5 минут)
Упражнение на знакомство (4 минуты)
После того как вы представитесь, расскажите, почему именно это приложение вам нравится. Это может быть связано с общением, развлечениями или обучением.
Если кто-то из вас использует одно и то же приложение, вы можете поднять руку и сказать: "Я тоже!"
2. Графическое задание (7 минут)
Шаги для создания инфографики:
Найдите интересные факты, статистику и примеры, которые помогут раскрыть тему.
Разработайте структуру инфографики.
Решите, как вы будете организовывать информацию. Разделите инфографику на секции, посвященные разным темам.
Выберите подходящие визуальные элементы.
Используйте иконки, диаграммы, иллюстрации и цветовую схему, чтобы сделать инфографику привлекательной и понятной.
Создайте заголовок и подзаголовки.
Придумайте запоминающийся заголовок, который отражает суть инфографики. Используйте подзаголовки для каждой секции.
Расположите элементы на странице.
Распределите текст, данные и визуальные элементы таким образом, чтобы они были хорошо организованы и легко читались.
Проверьте инфографику на ясность и привлекательность.
Убедитесь, что ваша инфографика передает информацию четко и понятно. Попросите одноклассников оценить ее.
Доработайте инфографику при необходимости.
Внесите изменения, если нужно улучшить читаемость или дизайн.
4. Интересные факты и статистика (5 минут)
Например:
Примеры ситуаций:
Рефлексия по заданию на странные и небезопасные ситуации
Подведение итогов (5 минут)
Общая рефлексия
Рефлексия по кибербезопасности
Рефлексия по социальным сетям
Заключение
1. Вводная часть (5 минут)
Приветствие, объявление темы и целей урока
Разделение класса на команды (4-5 человек)
Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы проведем увлекательный квест-урок на тему "Современное информационное пространство". Мы узнаем о том, как устроен мир цифровых технологий, какие возможности он предоставляет и какие риски с ним связаны.На нашем уроке мы будем работать в командах, решать интересные задания и обсуждать важные вопросы, касающиеся безопасности в Интернете и социальных сетях. Наша цель — развить навыки безопасного поведения в цифровом пространстве и сформировать ответственное отношение к использованию технологий.
Разделение класса на команды (4-5 человек)
Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы проведем увлекательный квест-урок на тему "Современное информационное пространство". Мы узнаем о том, как устроен мир цифровых технологий, какие возможности он предоставляет и какие риски с ним связаны.На нашем уроке мы будем работать в командах, решать интересные задания и обсуждать важные вопросы, касающиеся безопасности в Интернете и социальных сетях. Наша цель — развить навыки безопасного поведения в цифровом пространстве и сформировать ответственное отношение к использованию технологий.
Упражнение на знакомство (4 минуты)
Прежде чем мы начнем, давайте немного познакомимся друг с другом. Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:
Каждый из вас по очереди назовет свое имя и одну цифровую платформу или приложение, которое вы используете чаще всего. Например: "Меня зовут Анна, и я часто использую Instagram".
После того как вы представитесь, расскажите, почему именно это приложение вам нравится. Это может быть связано с общением, развлечениями или обучением.
Если кто-то из вас использует одно и то же приложение, вы можете поднять руку и сказать: "Я тоже!"
Это поможет нам увидеть, какие платформы наиболее популярны среди нас.
Давайте начнем! Кто хочет представить себя первым?
2. Графическое задание (7 минут)
Каждой команде выдается схема современного информационного пространства с пропусками
Учащиеся должны заполнить пропуски, вписывая названия основных элементов (Интернет, социальные сети, мессенджеры, облачные сервисы и т.д.)
Обсуждение результатов, дополнение схемы
Задание на создание инфографики "Современное информационное пространство"
Учащиеся должны заполнить пропуски, вписывая названия основных элементов (Интернет, социальные сети, мессенджеры, облачные сервисы и т.д.)
Обсуждение результатов, дополнение схемы
Задание на создание инфографики "Современное информационное пространство"
Ваша задача - создать инфографику, которая наглядно представит основные аспекты современного информационного пространства. Ваша инфографика должна быть информативной, визуально привлекательной и легкой для восприятия.
Шаги для создания инфографики:
Определите основные темы, которые вы хотите осветить в инфографике.
Например: интернет, социальные сети, кибербезопасность, цифровая грамотность.
Соберите информацию и данные по каждой теме.
Например: интернет, социальные сети, кибербезопасность, цифровая грамотность.
Соберите информацию и данные по каждой теме.
Найдите интересные факты, статистику и примеры, которые помогут раскрыть тему.
Разработайте структуру инфографики.
Решите, как вы будете организовывать информацию. Разделите инфографику на секции, посвященные разным темам.
Выберите подходящие визуальные элементы.
Используйте иконки, диаграммы, иллюстрации и цветовую схему, чтобы сделать инфографику привлекательной и понятной.
Создайте заголовок и подзаголовки.
Придумайте запоминающийся заголовок, который отражает суть инфографики. Используйте подзаголовки для каждой секции.
Расположите элементы на странице.
Распределите текст, данные и визуальные элементы таким образом, чтобы они были хорошо организованы и легко читались.
Проверьте инфографику на ясность и привлекательность.
Убедитесь, что ваша инфографика передает информацию четко и понятно. Попросите одноклассников оценить ее.
Доработайте инфографику при необходимости.
Внесите изменения, если нужно улучшить читаемость или дизайн.
Советы для создания отличной инфографики:
Используйте простой и понятный язык
Делайте акцент на ключевых идеях и фактах
Будьте креативными в выборе визуальных элементов
Соблюдайте баланс между текстом и графикой
Следите за единым стилем и цветовой схемой
Делайте акцент на ключевых идеях и фактах
Будьте креативными в выборе визуальных элементов
Соблюдайте баланс между текстом и графикой
Следите за единым стилем и цветовой схемой
Создавайте инфографику в команде, обсуждайте идеи и помогайте друг другу.
Это будет интересный и творческий процесс!
Вводные к заданию:
Вводные к заданию:
Определение темы: Инфографика должна отражать основные аспекты современного информационного пространства, включая его элементы, функции и влияние на общество.
Целевая аудитория: Учитывайте, что ваша инфографика будет представлена учащимся, поэтому используйте простой и доступный язык, а также визуальные элементы, которые легко воспринимаются.
Структура инфографики: Разделите инфографику на несколько секций, каждая из которых будет посвящена определенному аспекту информационного пространства (например, интернет, социальные сети, кибербезопасность, цифровая грамотность и т.д.).
Использование данных: Включите статистику и факты, которые подчеркивают важность и влияние информационного пространства. Например, количество пользователей интернета в мире, рост социальных сетей, количество кибератак и т.д.
Дизайн и визуализация: Используйте графические элементы, такие как диаграммы, иконки, иллюстрации и цветовые схемы, чтобы сделать инфографику привлекательной и легкой для восприятия. Убедитесь, что все визуальные элементы поддерживают текстовую информацию.
Основные элементы инфографики:Заголовок: "Современное информационное пространство"
Секции:Интернет: Общее количество пользователей, доступ к информации.
Социальные сети: Популярные платформы, их влияние на общение и информацию.
Кибербезопасность: Основные угрозы, статистика кибератак.
Цифровая грамотность: Значение навыков работы с информацией и технологиями.
Заключение: Влияние информационного пространства на повседневную жизнь и важность безопасного поведения в цифровом мире.
3. Ребусы и занимательные вопросы (8 минут)Командам раздаются листы с ребусами и вопросами, связанными с темой урока
Примеры вопросов:Что такое "фишинг"? (Вид интернет-мошенничества с целью кражи личных данных)
Как называется программа для взлома чужих аккаунтов? (Хакер)
Что такое "вирус"? (Вредоносная программа, наносящая ущерб компьютеру)
Команды решают ребусы и отвечают на вопросы, зарабатывая баллы
Целевая аудитория: Учитывайте, что ваша инфографика будет представлена учащимся, поэтому используйте простой и доступный язык, а также визуальные элементы, которые легко воспринимаются.
Структура инфографики: Разделите инфографику на несколько секций, каждая из которых будет посвящена определенному аспекту информационного пространства (например, интернет, социальные сети, кибербезопасность, цифровая грамотность и т.д.).
Использование данных: Включите статистику и факты, которые подчеркивают важность и влияние информационного пространства. Например, количество пользователей интернета в мире, рост социальных сетей, количество кибератак и т.д.
Дизайн и визуализация: Используйте графические элементы, такие как диаграммы, иконки, иллюстрации и цветовые схемы, чтобы сделать инфографику привлекательной и легкой для восприятия. Убедитесь, что все визуальные элементы поддерживают текстовую информацию.
Основные элементы инфографики:Заголовок: "Современное информационное пространство"
Секции:Интернет: Общее количество пользователей, доступ к информации.
Социальные сети: Популярные платформы, их влияние на общение и информацию.
Кибербезопасность: Основные угрозы, статистика кибератак.
Цифровая грамотность: Значение навыков работы с информацией и технологиями.
Заключение: Влияние информационного пространства на повседневную жизнь и важность безопасного поведения в цифровом мире.
3. Ребусы и занимательные вопросы (8 минут)Командам раздаются листы с ребусами и вопросами, связанными с темой урока
Примеры вопросов:Что такое "фишинг"? (Вид интернет-мошенничества с целью кражи личных данных)
Как называется программа для взлома чужих аккаунтов? (Хакер)
Что такое "вирус"? (Вредоносная программа, наносящая ущерб компьютеру)
Команды решают ребусы и отвечают на вопросы, зарабатывая баллы
4. Интересные факты и статистика (5 минут)
Учитель зачитывает подборку интересных фактов и статистических данных о современном информационном пространстве
Например:
- Ежедневно в мире отправляется около 306 млрд. электронных писем
- Средний пользователь проводит в Интернете около 6 часов в день
- Самый популярный мессенджер в мире - WhatsApp (2 млрд. пользователей)
- Почти 74% миллениалов считают электронную почту самым личным каналом для получения сообщений от брендов.
- В 2020 году ежедневно получали и отправляли около 333 миллиардов электронных писем.
- Ожидается, что это число увеличится до 376 миллиардов к 2024 году.
- Практически каждая демографическая группа ценит сообщения электронной почты.
- Всего 15% клиентов хотели бы получать ежедневные письма.
- 86% хотят получать письма минимум раз в месяц.
- 61% – минимум раз в неделю.
- 32% – раз в месяц.
- Оптимальная регулярность рассылки – это баланс между письмами, которые читают и письмами, которые даже не открываются.
- Всего 3-4 ведущих дизайнеров и один журналист – автор стержневой идеи участвуют в создании инфографики для журналов «Эсквайр» и «Нью-Йоркер».
- Использование инфографики для манипулирования общественным мнением подробно рассмотрено в книге Дарелла Хаффа «Как лгать при помощи статистики».
- Инфографика может использоваться для создания ложного представления о статистических данных.
- Графические объекты, ассоциативно связанные с представляемой информацией или являющиеся графическим выражением направлений изменения представляемых данных, являются ключевыми элементами инфографики.
- Полезная информационная нагрузка и красочное представление являются важными аспектами инфографики.
- Внятное и осмысленное представление темы является основным принципом инфографики.
- Со временем выяснилось, что инфографика является не только технологией, но и искусством.
- Степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса.
Командам выдаются карточки с ситуациями, связанными с безопасностью в Интернете
Учащиеся должны обсудить в группах, как правильно поступить в каждой ситуации
Учащиеся должны обсудить в группах, как правильно поступить в каждой ситуации
Примеры ситуаций:
- Незнакомец в соцсети просит прислать личные фото
- Пришло письмо с неизвестного адреса с вложением
- Всплывает окно с предложением бесплатного VPN-сервиса
- Представители команд озвучивают решения, обсуждаются правильные ответы
- Примеры ситуаций:Незнакомец в соцсети просит прислать личные фото
- Пришло письмо с неизвестного адреса с вложением
- Всплывает окно с предложением бесплатного VPN-сервиса
- Поступило сообщение о выигрыше в лотерею
- Друг просит перевести деньги на его новую карту
- Пришло сообщение о блокировке банковской карты
- Неизвестный сайт просит ввести логин и пароль
- Поступил звонок от "службы безопасности банка"
- Пришло сообщение о крупном наследстве
- Всплывает окно с предложением бесплатного антивируса
- Друг прислал ссылку на подозрительный сайт
- Неизвестный просит помочь взломать чужой аккаунт
- Пришло сообщение о блокировке аккаунта в соцсети
- Всплывает окно с предложением бесплатного доступа в интернет
- Поступил звонок с предложением работы за границей
- Пришло сообщение о выигрыше дорогого приза
- Неизвестный просит прислать интимные фото
- Всплывает окно с предложением бесплатного VPN-сервиса
- Друг прислал ссылку на "интересное" видео
- Пришло сообщение о блокировке устройства
- Неизвестный просит помочь в финансовой операции
- Всплывает окно с предложением бесплатного антивируса
- Поступил звонок с предложением кредита
- Пришло сообщение о выигрыше в онлайн-казино
- Неизвестный просит перевести деньги на его счет
- Всплывает окно с предложением бесплатного доступа в интернетОбсудите в командах, как правильно поступить в каждой ситуации, чтобы обезопасить себя от мошенничества и кибератак. Помните, что нельзя доверять незнакомцам и сомнительным предложениям в интернете.
Рефлексия по заданию на странные и небезопасные ситуации
Как вы реагировали на ситуации, связанные с киберугрозами?
Опишите свои чувства и мысли, когда вы обсуждали различные сценарии. Были ли они для вас неожиданными или знакомыми?
Какие стратегии вы узнали для предотвращения мошенничества и кибератак?Перечислите конкретные действия, которые вы можете предпринять, чтобы защитить себя в подобных ситуациях.
Как изменилось ваше восприятие безопасности в интернете после выполнения задания?
Объясните, как это задание повлияло на ваше понимание рисков, связанных с использованием цифровых технологий и социальных сетей.
Какие стратегии вы узнали для предотвращения мошенничества и кибератак?Перечислите конкретные действия, которые вы можете предпринять, чтобы защитить себя в подобных ситуациях.
Как изменилось ваше восприятие безопасности в интернете после выполнения задания?
Объясните, как это задание повлияло на ваше понимание рисков, связанных с использованием цифровых технологий и социальных сетей.
Подведение итогов (5 минут)
Награждение победившей команды
Рефлексия: что нового узнали, какие выводы сделали
Вопросы к рефлексии после урока "Современное информационное пространство"
Рефлексия: что нового узнали, какие выводы сделали
Вопросы к рефлексии после урока "Современное информационное пространство"
Общая рефлексия
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Опишите основные понятия, которые вы усвоили о современном информационном пространстве.
Какие новые термины вы научились использовать?
Какие новые термины вы научились использовать?
Перечислите термины, которые вы впервые услышали или увидели на уроке.
Какие наиболее важные аспекты информационного пространства вы считаете?Опишите, что для вас является наиболее важным в современном информационном пространстве.
Какие наиболее важные аспекты информационного пространства вы считаете?Опишите, что для вас является наиболее важным в современном информационном пространстве.
Рефлексия по кибербезопасности
Какие типы мошенничества вы узнали на уроке?
Перечислите конкретные типы мошенничества, которые вы обсуждали в ситуациях.
Как можно предотвратить кибератаки?
Как можно предотвратить кибератаки?
Опишите, что вы можете сделать, чтобы защитить себя от кибератак.
Почему важно хранить личную информацию в безопасности?
Почему важно хранить личную информацию в безопасности?
Объясните, почему важно сохранять личную информацию в безопасном месте.
Рефлексия по социальным сетям
Какие социальные сети вы используете чаще всего?
Назовите социальные сети, которые вы используете, и объясните, почему именно эти платформы вам нравятся.
Какие риски связаны с использованием социальных сетей?
Какие риски связаны с использованием социальных сетей?
Опишите потенциальные риски, связанные с использованием социальных сетей.
Как можно безопасно использовать социальные сети?Дайте советы, как можно безопасно пользоваться социальными сетями.
Рефлексия по цифровой грамотности
Как можно безопасно использовать социальные сети?Дайте советы, как можно безопасно пользоваться социальными сетями.
Рефлексия по цифровой грамотности
Почему цифровая грамотность важна в современном мире?
Объясните, почему знание работы с технологиями важно в сегодняшнем мире.
Как можно улучшить свои навыки цифровой грамотности?Опишите, что вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки работы с технологиями.
Какие ресурсы вы можете использовать для улучшения своих знаний в области цифровой грамотности?
Как можно улучшить свои навыки цифровой грамотности?Опишите, что вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки работы с технологиями.
Какие ресурсы вы можете использовать для улучшения своих знаний в области цифровой грамотности?
Перечислите ресурсы (книги, онлайн-курсы, сайты), которые вы можете использовать для улучшения своих знаний.
Заключение
Что вы бы хотели узнать дополнительно о современном информационном пространстве?
Опишите, что бы вы хотели узнать больше о современном информационном пространстве.
Как вы можете применить свои знания в повседневной жизни?
Как вы можете применить свои знания в повседневной жизни?
Объясните, как вы можете использовать свои знания о кибербезопасности и цифровой грамотности в повседневной жизни.
Домашнее задание: написать эссе "Мое отношение к современным цифровым технологиям"
Комментариев нет:
Отправить комментарий